Стремительно растущие объемы перевозок требуют инноваций в строительстве транспортных артерий
По данным Росстата, более 70 процентов грузоперевозок в России осуществляется за счет автомобильного транспорта, а общий объем грузов, перевезенных по автодорогам, за последние 10 лет вырос на 20 процентов - с 5,4 до 6,5 миллиарда тонн. В беседе с "РГ" профильные эксперты рассказали, как происходит модернизация важнейших логистических артерий и какие технологии помогают строить наиболее качественные дороги для повышения скорости доставки грузов и общего увеличения объемов экономики нашей страны. В целом каждый из них уверен, что от выхода строительства новых транспортных магистралей на более высокие темпы зависит реализация подавляющего большинства национальных целей развития.
Проверено временем
Дорожное строительство можно смело назвать одной из самых консервативных областей, поскольку любое новшество, будь то цифровая технология или уникальный материал, должно пройти сложную процедуру тестирования и сертификации - без этого невозможно гарантировать безопасность дорожного движения. Вдобавок сам спектр инновационных материалов существенно ограничен из-за суровых климатических условий, в которых нужно доказать не только их прочность и долговечность. В противном случае их внедрение становится нецелесообразным с точки зрения безопасности и экономики.
"Решения должны быть адаптированы к перепадам температур и интенсивным нагрузкам, что делает отрасль более консервативной и требовательной к проверенным технологиям, - объясняет в разговоре с "РГ" советник генерального директора ЮКЖД Алексей Лерон. - В этой связи в России осуществляется серьезное регулирование дорожного строительства в соответствии с федеральными стандартам и нормативами. Но их обновление происходит медленно, что усложняет внедрение инноваций".
Руководитель "ТН-Инжиниринг" Технониколь Сергей Дубляженко подтверждает, что сам конструктив дорог не менялся много лет, но поиск новых материалов и попытки применить их в строительстве происходят постоянно. Эту работу в тесном контакте с учеными и производителями стройматериалов непрерывно ведут министерство транспорта и Росавтодор.
Эксперт также отметил, что в последнее время настоящим прорывом стала система "Суперпейв" - метод объемного проектирования, при помощи которого можно подобрать асфальтобетонную смесь с заданными техническими характеристиками. В соответствии с ГОСТ Р 58401.1-2019, принятым в 2019 году, проектирование происходит под конкретные условия эксплуатации с учетом широкого диапазона климатических зон - в системе есть классификация, которая позволяет определить верхнюю и нижнюю температурные границы.
Неотъемлемой частью современного дорожного строительства стали новые технологичные материалы и техника, которые обеспечивают возможность реализации технических решений нового уровня, объясняет профильный специалист консалтинговой компании НЭО Сергей Нецветаев.
"Полимер-битумные вяжущие, щебеночно-мастичные асфальтобетоны, технологии холодного ресайклинга для укрепления грунта, разнообразные геосинтетические материалы активно используются сегодня, хотя около 20 лет назад носили статус экспериментальных и стоили очень дорого", - сказал он.
Собеседник "РГ" добавил, что на базе Российского дорожного научно-исследовательского института ведется специальный Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения - им пользуются автодорожные структуры со всей страны.
Программа помощи
Внедрение новых цифровых технологий и ПО позволяет значительно повысить скорость строительства дорог и сделать экономику сопутствующих процессов гораздо более прозрачной и предсказуемой.
"Крупные проекты, которые реализуются последнее время, требуют новых подходов и современных технологий, что ускорило процесс цифровизации, - объясняет представитель ГК "Автодор". - Сегодня в дорожной отрасли, как и во всем строительстве в целом, активно внедряются электронные системы мониторинга и контроля, цифровые двойники и автоматизированный контроль качества, позволяющие повысить надежность и долговечность инфраструктурных объектов".
Внедрять новые материалы можно только после серии тестов в суровых погодных условиях
Эксперты отмечают, что в целом в последние годы важным фактором в повышении качества дорожного строительства стало принятие ТР ТС 014/2011, задавшего новые стандарты и правила. Этот регламент создал основу для многочисленных инициатив, направленных на улучшение качества дорог, включая активное использование цифровых инструментов и интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
Сейчас в отрасли дорожного строительства очень активно используются BIM-технологии, создающие информационную модель проекта и прослеживающие весь его жизненный цикл - от проектирования до ввода в эксплуатацию. Для строительства в целом это можно считать действительно прорывной технологией.
"Строительство дороги - живой процесс: в зависимости от ситуации на различных участках могут вноситься корректировки. Раньше каждая такая корректировка добавляла проектной организации часы дополнительной работы, ведь нужно было вручную проводить перерасчеты, адаптировать их с основным проектом", - рассказал Сергей Дубляженко.
Статья расходов
В целом перспективными для дорожного строительства цифровыми технологиями остаются практически любые разработки, связанные с машинным зрением и интернетом вещей. Среди них Алексей Лерон особенно выделяет датчики, монтируемые в дорожное полотно, и дроны. Их массовое использование позволит реализовать проекты умных дорог с цифровыми системами управления трафиком, отслеживанием состояния дорожного полотна в онлайн-режиме, системами "свободного потока" для ускорения движения транспорта в целом.
Сергей Нецветаев в беседе с "РГ" отмечает: "Как и для любого объекта капитального строительства, для автодороги крайне важно снижение операционных затрат на этапе эксплуатации. Высокое качество, заложенное на этапе строительства, использование современных технологий и материалов для строительства и ремонта земляного полотна и дорожного покрытия действительно позволяют минимизировать затраты на дальнейших этапах жизненного цикла объекта. Но чтобы сделать строительство еще более эффективным с экономической точки зрения, нужно использовать и новые цифровые решения".
Аналитики "РТС-тендер" добавляют, что в последнее время активно цифровизируются и закупки в сфере дорожного строительства. По открытым данным Единой информационной системы (ЕИС), за 9 месяцев этого года по этой процедуре заключено контрактов на 6,5 триллиона рублей, из них 1,5 триллиона рублей - в дорожном строительстве (ОКПД2 42.1), что составляет почти четверть от всего объема.
"Цифровизация закупок сильно помогла рынку, - говорят в "РТС-тендер". - Прежде всего с 1 января 2022 года в ЕИС внедрили электронное актирование, и Минтранс России отмечал, что это одна из самых крупных реформ в закупках в целом. С этой даты заказчики и поставщики стали формировать и подписывать документы по товарам и услугам в электронной форме. Процедуры стали прозрачнее, появился автоматизированный сбор и анализ отчетности".
При этом только за три квартала этого года с помощью цифровых закупок удалось сэкономить 41,6 миллиарда рублей. Внушительная цифра получилась благодаря повышению уровня конкуренции между поставщиками - в 2024 году их число выросло да 39,8 тысячи компаний, а общий объем заказов увеличился до 44,2 тысячи единиц.
Проректор НИУ МГСУ по цифровой трансформации Александр Скворцов добавляет, что недавнее внедрение системы контроля дорожных фондов (СКДФ) помогает отслеживать состояние дорожного покрытия в режиме реального времени и эффективно управлять экономикой дорожного строительства через инструменты финансового планирования.