27.06.12

С корабля на грузовик

Клиентами логистических операторов востребована перевозка грузов сразу несколькими видами транспорта.

Мультимодальные перевозки, предполагающие доставку товара несколькими видами транспорта, становятся все более популярными у донских грузополучателей и грузоотправителей. Этому способствуют развитие экономических связей с дальними странами, ростом спроса на контейнерные перевозки, разработка операторами новых маршрутов.

Услуги организации мультимодальной перевозки грузов чаще всего предоставляют крупные федеральные и транснациональные логистические операторы, в последние годы на этот рынок вышли и крупные железнодорожные перевозчики, такие как «ТрансКонтейнер», ПГК.

— Заниматься мультимодальными, или сквозными, перевозками мы решили 3 года назад, начинали с 2 заказов в месяц, — рассказывает Анатолий Колобков, гендиректор Северо-Кавказского филиала ОАО «ТрансКонтейнер». — Сейчас в сутки получаем около 11 таких заказов. Для развития этого направления мы премируем наших агентов за сквозные заказы. У нас есть готовые наработанные маршруты, также разрабатываем клиентам и новые предложения. Для этого используется смешанное железнодорожное, водное и автомобильное сообщение в рамках одного договора.

По словам эксперта, мультимодальные перевозки востребованы как по России (на север), так и за рубеж. Компания развивает собственную логистику, а также оказывает услуги другим логистическим операторам путем взаимного встраивания в логистические цепочки друг друга. Идет постоянное взаимопроникновение на технологическом уровне. Например, после продажи Западного порта Азово-Донскому пароходству (АДП) «ТрансКонтейнер» грузовые потоки не изменял.

Как правило, операторы мультимодальных перевозок оказывают и сопутствующие услуги.

— Наше предложение включает практически полный комплекс услуг по данному направлению, от разработки оптимальных маршрутов следования груза и мониторинга передвижения контейнера до организации таможенного оформления и экспедирования грузов в портах Новороссийск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, — завила N Ирина Ачкасова, начальник отдела продаж Группы транспортных компаний «Русмарин» в Ростове-на-Дону.

По ее словам, увеличивается интеграция донской экономики в мировую, поэтому востребованность международных перевозок растет.

— На дальних расстояниях, я имею в виду Юго-Восточную Азию, Южную и Латинскую Америку, Южную Европу, где есть возможность использовать морской транспорт при перевозке контейнеров, мультимодальные перевозки очень востребованы — порой это единственный способ привезти груз небольшого объема, например один контейнер, — объясняет Ирина Ачкасова. — Перспективы развития рынка мультимодальных услуг оцениваю положительно — сегодня он развит в Ростовской области и ЮФО, а увеличение спроса на услуги Ростовского универсального порта будет способствовать дальнейшему развитию предложения. Активизацию внешнеэкономической деятельности подтверждают и данные Южного таможенного управления. За 5 месяцев этого года внешнеторговый оборот ЮФО вырос на 8,7% по стоимости и на 19,5% по весу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— За 4 месяца этого года на терминалах филиала погружено 5277 контейнеров (или 5966 TEU), рост составил 11,7%, — добавляет Анатолий Колобков. — У нас идет поступательный рост, без шараханий, потому что в регионе нет, например, крупных металлургических комбинатов. В прошлом году мы тоже немного подросли, на 4,7%. На рынке перевозок наблюдается контейнеризация потоков грузов, но в меньшей степени, чем мы растем.

Компания делает ставку на увеличение зарубежных перевозок.

— У нас есть терминал в Словакии, через него идут экспортно-импортные потоки. Он находится на стыке широкой (российской) и узкой (европейской) колей, — уточняет Анатолий Колобков. — В ближайшее время при участии ОАО «РЖД» планируется продлить широкую колею в Австрию, что скажется на увеличении грузопотоков в Европу, расширятся возможности логистики ОАО «ТрансКонтейнер».

На контейнерные грузы делают ставку и донские порты, постепенно заходя и на рынок мультимодальных перевозок. Например, на сайте ГК «АДП» сообщается, что ее логистическое подразделение в І полугодии 2012 года планирует осуществить сложный транспортный проект: обеспечить мультимодальную перевозку из Турции медицинских модулей и других материалов для строительства Федерального центра травматологии в Барнауле. Груз перевозится автотранспортом по Турции, потом — судами грузоподъемностью 3–5 тыс. тонн в порт Ростов-на-Дону. Выгрузка осуществляется в Ростовском универсальном порту, груз растаможивается и перегружается на автомобильный транспорт. Ростовский универсальный порт был выбран, поскольку имеет необходимое контейнерное оборудование, включая кран грузоподъемностью 50 тонн.

Услугами операторов мультимодальных перевозок пользуются довольно крупные донские компании, но пока и они опасаются брать на себя ответственность за длинную цепочку поставок.

— Мы используем мультимодальные перевозки только от случая к случаю — для перевозки оборудования для собственных заводов и элеваторов, — поделился опытом источник N в компании-экспортере. — Собственную продукцию отправляем одним видом транспорта — морским. Наша ответственность заканчивается при выгрузке на склад временного хранения порта назначения.

Далее груз забирает получатель, перегружает его на свои машины. До порта выгрузки подвозим своим транспортом.

Пользоваться мультимодальным сервисом в этих случаях не планируем, поскольку это резко увеличивает риски. Организовать доставку товара в пункт назначения несложно, но потом можно искать свои грузовики по всему Ираку.

Город N (Ростов)