Рекордный вес взят
Росту погрузки на сети способствуют сокращение оборота вагона, оптимальная логистика и расширение географии перевозок
Прошедший месяц был отмечен дальнейшим повышением темпов роста погрузки на сети РЖД по сравнению с прошлым годом – до 3,1%, в то время как в апреле они составляли 1,6%. Позитивные сдвиги в динамике наблюдаются и за весь истекший период с начала года. Так, если в январе – апреле прирост был довольно незначительный – всего 0,9%, то за пять месяцев этого года объёмы погрузки увеличились уже на 1,3%.
В мае по сравнению с прошлогодними показателями особенно заметно прибавили погрузку Октябрьская, Калининградская, Московская, Юго-Восточная и Красноярская дороги. Уровень 2015 года превзошли также Приволжская, Свердловская и Западно-Сибирская магистрали. А у тех же Октябрьской, Калининградской и Московской самая весомая прибавка и в целом за первые пять месяцев этого года.
В то же время если проводить анализ погрузки в разрезе номенклатурных позиций, то уверенный рост демонстрируют лишь массовые грузы 1-го класса, которые в мае дали прибавку погрузки более чем на 7%. Правда, на этот раз, хотя и незначительно, всего на 0,7%, выросли и грузы 3-го класса при одновременном снижении объёмов отправления грузов 2-го класса почти на 6%. В мае продолжили свой уверенный рост строительные и лесные грузы, железная руда и грузы в контейнерах, лом чёрных металлов и зерно.
Заметно также выросла в мае погрузка цветных металлов и лома из них, метизов, промышленных товаров народного потребления. Более чем на 20% увеличилась отгрузка машин и оборудования, но при этом перевозки автомобилей снизились примерно на 16%.
Отметим также, что в мае удалось сохранить на уровне прошлого года объёмы погрузки чёрных металлов. В то же время по итогам пяти месяцев перевозки данной номенклатуры на сети дорог сократились на 1,4%, до 33,9 млн тонн. При этом поставки на внутренний рынок уменьшились на 4%, в то время как международные отправки выросли на 1,7%. Особенно существенный прирост данной номенклатуры – на 32% – зафиксирован в вагонном парке Федеральной грузовой компании. Кроме того, в целом в мае положительная динамика АО «ФГК» к 2015 году достигнута за счёт роста погрузки в полувагоны флюсов (в три раза), лома чёрных металлов (+71%), руды железной и марганцевой (+61%), кокса (+53%), минерально-строительных грузов (+34%), чёрных металлов (+32%) и др.
Как отметили в компании, заметный рост погрузки обеспечен за счёт принимаемых мер, направленных на сокращение оборота вагона, привлечение новых объёмов грузов и расширение географии перевозок.
Однако нельзя не отметить существенное сокращение объёмов погрузки на сети дорог высокодоходных нефти и нефтепродуктов. И особенно заметно это отразилось на объёмных показателях грузовой работы Куйбышевской дороги, где доля данной номенклатуры в общем объёме погрузки достигает 60%. Своё негативное влияние по-прежнему оказывают низкие цены на нефть. И, как следствие, – снижение объёмов переработки на нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в регионе дороги. Так, за пять месяцев года объёмы погрузки нефтепродуктов на дороге снизились на 14%. К сожалению, в регионах обслуживания дороги сегодня ощущается и нехватка такого массового груза, как уголь. Основная причина – прекращение отгрузки угля в адрес предприятий компании «Башкируголь» из-за отказа Кумертауской ТЭЦ заключать договор на поставку угля по железной дороге. В связи с этим на магистрали была усилена работа на площадках координационных советов и торгово-промышленной палаты в части привлечения дополнительных объёмов грузов. Как результат – уже обозначились точки роста. На дороге удалось увеличить по сравнению с прошлым годом объёмы погрузки по 16 родам грузов и, соответственно, частично компенсировать потери. Предоставление клиентам конкурентоспособных условий перевозки позволило переключить на дорогу с автотранспорта 26 новых грузоотправителей. Всё это позволяет рассчитывать на более оптимистичный прогноз во второй половине года. Так, уже в июне дорога впервые в этом году должна выйти на объём погрузки, превышающий уровень 2015 года. И это несмотря на продолжающийся спад нефтепереработки.
В этих условиях большое внимание на сети продолжает уделяться повышению качественных показателей эксплуатационной работы. Так, задания по среднесуточной производительности локомотива, участковой скорости и среднему весу грузового поезда в мае превышены соответственно на 1,3%, 0,5% и 0,7%. При этом в том же месяце средний вес грузового поезда превысил 4 тыс. тонн и составил 4031 тонну, что является абсолютным рекордом за всю историю российских железных дорог. На той же Куйбышевской дороге на увеличении веса поезда положительно сказалось внедрение технологии вождения тяжеловесных поездов на Волжском полигоне. С начала года здесь проведено 400 грузовых поездов весом 7 тыс. тонн. Однако возможности по наращиванию тяжеловесного движения на этом полигоне пока ограничены в связи с недостаточным количеством локомотивов. Но, как заверили на магистрали, в ближайшей перспективе, в частности по стыку Кустаревка на направлении с МЖД, эта проблема будет решена.
Заметно улучшен и такой важный показатель, как оборот грузового вагона: он ускорен к норме на пять часов и составил 15,94 суток, а по сравнению с маем прошлого года сокращён более чем на сутки.
Ускорению продвижения грузопотоков, особенно в направлении российских портов, способствует и выстраивание совместно со всеми участниками перевозочного процесса оптимальной логистики информационных потоков. Теперь вся необходимая информация поступает без искажения от клиента на погрузочных дорогах к перевозчику и далее к конечному грузополучателю. В свою очередь в режиме онлайн данные по выгрузке от припортовых станций, логистических центров на припортовых дорогах и от самих портов поступают непосредственно в центральный аппарат РЖД. И это сегодня позволяет достигать неплохих результатов.
В том числе это касается и сухопутных погранпереходов. Так, строительные грузы в полувагонах АО «ФГК» приросли преимущественно благодаря увеличению объёма погрузки со станций Куйбышевской, Южно-Уральской, Свердловской дорог в направлении Белоруссии, Казахстана, Украины.
Рост погрузки лесных грузов в полувагоны той же компании в экспортных направлениях отмечен со станций Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Западно-Сибирской, Свердловской, Красноярской дорог в адрес потребителей Абхазии, Киргизии, Китая, Монголии, а также и в российские порты.
В сегменте пассажирских перевозок отметим существенное улучшение динамики в дальнем следовании – в апреле – мае на 3,3% к прошлому году. При этом в январе – мае она составила 1,2% при незначительном снижении в пригородном сообщении на 1,3%.
Правда, пока не удаётся достичь прошлогодних значений по пассажирообороту, хотя в целом в январе – мае на инфраструктуре ОАО «РЖД» он снижен всего на 0,4%, в том числе в дальнем следовании – на 0,2%, в пригородном сообщении – на 0,8%.
Существенный прирост пассажирских перевозок прогнозируется в наступивший сезон летних отпусков, особенно в направлении российских южных курортов. За три летних месяца по железной дороге планируется перевезти не менее 30 млн пассажиров, в том числе на курорты Кавказа и Крыма до 7,2 млн, что на 13% больше, чем в прошлом году.